Музыкальная жизнь № 7 2011
Свою вариацию на тему «астральной» связи До?стоевского с Петербургом предложил художествен?ный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опе?ра» Юрий Александров. Спектакль, поставленный ре?жиссёром по опере Юрия Буцко «Белые ночи», был приурочен к празднованию 190 лет со дня рождения и 130 лет со дня смерти писателя.
Сценическая фантазия Александрова, разыгран?ная в самом центре старого Петербурга, во внутреннем дворике особняка барона фон Дервиза, под открытым небом – это запутанная история взаимоотношений Достоевского и его персонажей….. Предельный градус физически ощутимого напря?жения, колоссального внутреннего надрыва и насто?ящего актёрского самообнажения в создании сцени?ческого текста выявляет саму суть ярко-театральной, психологически подробной музыкальной драматур?гии оперы. Оркестр Евгения Хохлова звучит по- настоящему осмысленно, тонко взаимодействуя как с режиссёрским рисунком спектакля, так и вокально-актёрской интерпретацией разработанных до мель?чайших подробностей образов. Оперная партитура Юрия Буцко, созданная ещё в 1968 году, в силу идеологической цензуры до недав?него времени была знакома лишь узкому кругу му?зыкальных эрудитов в концертной записи Геннадия Рождественского. В России опера только начинает свою сценическую историю. Её первым театральным обличьем стали петербургские «Белые ночи Федора Достоевского». Каким обернется это произведение в будущем покажет время.