Великая музыка XX века
Вечер одноактных опер
Музыка : Дмитрий Шостакович
В XX веке не было композитора, который оказал бы более сильное влияние на все развитие музыки, чем Дмитрий Шостакович. По своему характеру и масштабам совершенная им революция в искусстве аналогична переходу от фотографии к кинематографии. При жизни Шостакович неоднократно подвергался гонениям, его творческая судьба много раз могла пойти совсем по-другому, и совсем не факт, что мы бы сейчас знали Шостаковича, в первую очередь как гениального симфониста. Сложись иначе, его имя могло бы ассоциироваться у нас с операми или балетами, он мог бы стать корифеем киномузыки или классиком советской песни…
«Игроки-1942»
В основе спектакля лежит неоконченная опера (по одноименной пьесе Н. Гоголя), над которой композитор работал в 1942 году, находясь в эвакуации. Война остановила работу над произведением, которое композитор посвятил своему другу – музыковеду Исааку Гликману. Письма Шостаковича к Гликману, впервые изданные в 1993 году, вдохновили Юрия Александрова на оригинальный замысел. Переосмысленные режиссером, гоголевские персонажи в спектакле существуют в нескольких планах: и как плод фантазии композитора, и как реальные действующие лица политической ситуации тридцатых годов, драматично отозвавшихся в судьбе и творчестве Шостаковича. Параллельно с развитием «гоголевского» действия, звучит голос Шостаковича, его музыка и письма к родным из Куйбышева. Таким образом, воссоздается ретроспектива мыслей и чувств композитора в период написания оперы. Совмещение многих драматургических планов и тесное переплетение трагических и комических эпизодов образуют смысловую стереоскопичность этой необычной постановки.
Сценарий ЮРИЯ ДИМИТРИНА
Сценическая версия, постановка и сценография
народного артиста России ЮРИЯ АЛЕКСАНДРОВА
Свет — ВЕРА ЛЫСЬЕВА
Дирижеры — АЛЕКСАНДР ГОЙХМАН, МАКСИМ ВАЛЬКОВ
Концертмейстеры — ДМИТРИЙ БАРБАШИН,
заслуженная артистка России НИНА СОЛДАТЕНКОВА,
лауреат Международных конкурсов ЕКАТЕРИНА КНЯЗЕВА
В спектакле звучат: «Песня о встречном», сл. Б. Корнилова (1932 г.)
Опера «Игроки» (неоконченная) на текст Н. В. Гоголя (1942 г.)
Фортепианная соната op. 61, фрагмент (1942 г.)
Фрагмент выступления Д. Д. Шостаковича на Пятом съезде Союза советских композиторов (1974 г.) Отрывки писем Д. Д. Шостаковича разных лет
Действующие лица и исполнители:
АВТОР — ДМИТРИЙ БАРБАШИН
Текст от автора — народный артист России ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВ
Ихарев — заслуженный артист России ВИКТОР АЛЕШКОВ
ВСЕВОЛОД КАЛМЫКОВ
Алексей — лауреат Международного конкурса ЕВГЕНИЙ ЧАЙНИКОВ
лауреат Международного конкурса АНТОН МОРОЗОВ
Гаврюшка — ВЛАДИМИР ФЕЛЯУЭР
лауреат Международных конкурсов ВАЛЕНТИН АНИКИН
Кругель — НИКОЛАЙ ЗАИКА
СЕРГЕЙ МУНТЯН
Швохнев — НИКОЛАЙ МИХАЛЬСКИЙ
ЮРИЙ ВЛАСОВ
Утешительный — лауреат Всероссийского конкурса СЕРГЕЙ КАЛИНОВ
лауреат Международных конкурсов ЕВГЕНИЙ БАЕВ
Аделаида Ивановна, крапленая колода — НАТАЛЬЯ КОЧУБЕЙ
ИРИНА СКАЖЕНИК
Д. ШОСТАКОВИЧ
«Фрагменты сюиты из балета Золотой век»
Особый интерес Шостакович проявлял к театру и кино. Период конца 1920-х – начала 1930-х годов связан со становлением индивидуального стиля композитора, с интенсивными поисками в области новых форм и средств выразительности. Создав две оперы, музыку к многочисленным драматическим спектаклям и кинофильмам, композитор внес немалый вклад и в становление советского балета.
В 1929 году Управление театров Ленинграда объявило конкурс на сценарий балета из современной жизни. Деятели послереволюционного искусства требовали создания произведений злободневных, отличавшихся классовым подходом. Этим и объяснялось проведение конкурса, на котором победил сценарий «Динамиада», написанный кинорежиссером А. А. Ивановским (1881—1968). Либретто, признанное лучшим, предложили Шостаковичу. За оставшиеся месяцы 1929 года композитор написал 37 разнохарактерных музыкальных номеров для спортивно-акробатических танцев, пантомимы, пародийных эпизодов к балету, в окончательном виде получившему название «Золотой век».
«Золотой век» – попытка создания нового по стилю хореографического спектакля с агитационным содержанием. Как писал дирижер спектакля А. Гаук: «Музыка... глубоко театральна и вместе с тем она несет в себе элементы симфонизма. Театральна она потому, что, несмотря на слабость либретто, она сама, внутри себя развертывает подлинно театральное действие и сюжет.
«Трудное и ответственное дело – создавать большой балет на советской тематике, – писал сам Шостакович в 1935 году, – Но я не боюсь трудностей. Идти по проторенной дорожке, пожалуй, легче и «безопаснее», но скучно, неинтересно, никчемно...»
Дирижеры - РОБЕРТ ЛЮТЕР, МАКСИМ ВАЛЬКОВ
Исполняет ОРКЕСТР ТЕАТРА
Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии»
Был создан в 1948 году. Впервые исполнен в один из дней рождения Шостаковича в кругу друзей и произвёл на всех ошеломляющее впечатление своей гениальностью. В последующие годы Шостакович сочинил на эту тему ещё несколько песен, и весь цикл полностью был исполнен в январе 1955 года в Малом зале Ленинградской Филармонии. Шостакович не пользовался фольклорными источниками, однако музыка пронизана характерными еврейскими интонациями, как собственно вокальными, так и речевыми. Это не романсы, не песни в обычном понимании. Одиннадцать номеров цикла - живые лубочные сценки сюжетно не связанные между собой. В сценической версии «Санктъ-Петербургъ Оперы» стилизованные живописью Марка Шагала.
- Песня об умершем младенце
- Заботливая мама и тетя
- Колыбельная
- Перед долгой разлукой
- Предостережение
- Брошенный отец
- Песня о нужде
- Зима
- Песня девушки
- Хорошая жизнь
- Счастье
Режиссер-постановщик - ТАТЬЯНА КАРПАЧЕВА
Дирижеры - РОБЕРТ ЛЮТЕР, МАКСИМ ВАЛЬКОВ
Ответственный концертмейстер - ИРИНА ТЕПЛЯКОВА
Свет - ВЕРА ЛЫСЬЕВА
Грим – АЛИСА БАШКИРОВА
Действующие лица и исполнители:
Первая женщина - лауреат Международного конкурса СВЕТЛАНА АРЗУМАНОВА
лауреат Международных конкурсов ТАТЬЯНА КАЛЬЧЕНКО
Вторая женщина - лауреат Международных конкурсов ЛАРИСА ПОМИНОВА
лауреат Международного конкурса ЛАРИСА ИВАНОВА
Мужчина - ДЕНИС ЗАКИРОВ
лауреат Международных конкурсов ВЛАДИСЛАВ МАЗАНКИН