Александров Юрий Исаакович
Народный артист России
Художественный руководитель-директор Государственного Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера».
Юрий Александров в 1974 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист (класс профессора Л.Б. Уманской), и в 1977 году получил диплом на факультете музыкальной режиссуры (класс доцента М.Д. Слуцкой). Дипломный спектакль – «Дон Паскуале» Доницетти в ГАБТ Белорусской ССР.
Юрий Александров – один из немногих режиссеров, имеющих академическое музыкальное образование. В большой степени это определяет специфику его постановок, которые отличаются строгим прочтением музыкальной партитуры.
С 1978 года по настоящее время Юрий Александров – режиссер-постановщик Мариинского театра. Стиль его режиссуры – это оригинальность замыслов, парадоксальность и неожиданность решений, своеобразие эстетического восприятия. Его творчество исключительно многообразно, для него не существует строгого, канонизированного понятия «опера», он смело экспериментирует с классическим оперным текстом. Наблюдать за развитием мысли в его постановках и увлекательно, и непросто: спектакли насыщены аллегорическими приемами и метафорическими ходами. Метафора – один из основных приемов Юрия Александрова, через который объемно и образно раскрывается богатый внутренний, философски-поэтический мир режиссера.
Постановки, осуществленные им на сцене Мариинского театра, всегда становятся событием в культурной жизни Санкт-Петербурга: «Колокольчик» и «Дон Паскуале» Доницетти, «Королева мая» Глюка, «История Кая и Герды» Баневича, «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Мавра» Стравинского, «Мазепа» Чайковского, «Семен Котко» Прокофьва (в 1999 году удостоена Высшей национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший оперный спектакль», «Лучший оперный режиссер», «Лучший оперный художник», «Лучший оперный дирижер»), «Аида», «Дон Карлос» и «Отелло» Верди, «Нос» Шостаковича, «Царская невеста» Римского-Корсакова и другие.
Более двухсот спектаклей поставлено Юрием Александровым в оперных театрах России и зарубежья. В Москве: «Хованщина» Мусоргского (Большой театр), «Любовный напиток» Доницетти («Новая Опера» им. Е. Колобова). В Турции: «Вертер» Массне, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин» Чайковского, «Да здравствует мама!» Доницетти. В Италии: «Черевички» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Дон Жуан» Моцарта. В США – «Пиковая дама» Чайковского, в Белоруссии – «Сказки Гофмана» Оффенбаха. В Латвии – «Любовный напиток» Доницетти, в Литве – «Дон Жуан» Моцарта. В Казахстане (Алма-Ата): «Турандот» Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Аблай Хан» Рахмадиева.
Особенно успешным в творческом плане для Юрия Александрова стал сезон 2005/06 годов. Он осуществил 11 постановок, в числе которых: «Мазепа» Чайковского в Метрополитен Опера (США), «Черевички» Чайковского в прославленном театре Ла Скала (Италия), «Турандот» Пуччини в Арена ди Верона - беспрецедентный случай в театральном мире, впервые в истории итальянский оперный театр доверил постановку оперы итальянского композитора российскому режиссеру!
В 2007 году польскую публику потрясла опера «Борис Годунов» Мусоргского, ее оригинальное современное прочтение. Спектакль был поставлен на гигантской сцене театра «Hala Ludowa» (Вроцлав), зал которого вмещает 6000 зрителей.
Несмотря на творческую востребованность во всех известных театрах мира, Александров успевает реализовать и свои выдающиеся организаторские способности. Так, по просьбе правительства Казахстана он принял активное участие в создании Национального театра оперы и балета им. К. Байсеитовой в Астане (Казахстан). Он является одним из основоположников театра и режиссером-постановщиком ярких оперных спектаклей, таких как: «Травиата», «Риголетто», «Аида» Верди, «Чио-Чио-Сан», «Тоска» Пуччини, «Евгений Онегин» Чайковского и др.
Юрий Александров – первым из иностранцев был удостоен Государственной премии Казахстана и награжден орденом «Достык».
В 2008 году ему удалось возродить Оперный театр в Петрозаводске, за что он получил звание «Человек года республики Карелия».
В 1987 году Юрием Александровым был основан Камерный музыкальный театр. Творческая лаборатория, как это задумывалось режиссером изначально, со временем выросла в профессиональный Государственный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», хорошо известный не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Несмотря на молодость, театр имеет богатую творческую биографию. За двадцать пять сезонов Камерный театр сформировался как единый творческий организм с уникальной, своеобразной программой. В труппе театра – талантливые солисты, музыканты. Многие из них – заслуженные артисты России, лауреаты и дипломанты Международных и Всероссийских конкурсов. В репертуаре представлены все жанры оперного искусства – от комической оперы и оперы-буфф до музыкальных драм. Не обойдены вниманием и произведения современных авторов.
В Петербурге многие оперы были поставлены только на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Это: «Петр Великий – Царь всея Руси, или же Плотник из Ливонии», "Игра о Робене и Марион" Адама де ла Аля, "Сокол" Бортнянского, "Белая роза" Циммермана, "Верую" Пигузова, "Пегий пес, бегущий краем моря", "Пятое путешествие Христофора Колумба" Смелкова, «Игроки - 1942» и «Антиформалистический раек» Шостаковича, «Адриенна Лекуврер» Чилеа, «Русская тройка, семерка, туз» по произведениям Н. Гоголя на музыку русских композиторов, «Белые ночи Федора Достоевского» Буцко, «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича, «Туда и обратно» Хиндемита. Многие из этих произведений поставлены впервые в России.
28 февраля 2008 года Юрию Александрову было присвоено звание Народного артиста России.